Интервью

Ольга Павловец: «Для меня счастье – быть на съёмочной площадке»

За последние годы представительница петербургской актёрской школы Ольга Павловец стала одной из наиболее востребованных актрис. Так, 2010-й год наверняка запомнился телезрителям во многом и сериалом «Анжелика», в котором Ольга исполнила главную роль.

«Не хочу сидеть на скамье зависимости»

-Вы представительница актёрской семьи (бабушка, дедушка, дядя и отец Ольги - актёры, а мама - театральный педагог). На вас когда-нибудь давила повышенная ответственность, боязнь не соответствовать высокому уровню?
-У нас очень дружная семья, и, прежде всего, нас связывают человеческие отношения, а потом уже профессиональные. Поэтому никогда не было такого страха. Было, может, смущение. Я, например, до сих пор испытываю волнение, когда мои работы смотрят близкие. Работай я в театре, перед спектаклем волновалась бы сильнее, если в зале сидел бы родной мне человек. Может, это и есть тот страх, о котором вы говорите.
-Вы довольно рано вышли на большую театральную сцену, с первых же студенческих лет принимая активное участие в постановках Театра «Буфф». Однако с момента окончания СПБГАТИ вас в театре не видно. Это только вопрос занятости в кино или есть и другие причины?
-Я ребёнок, выросший в «закулисье», поэтому знаю о театре все - как о его внешней привлекательности, так и о внутренних проблемах. Работать в репертуарном театре я бы не хотела. Хотя возможно я и изменю свое решение, все зависит от условий, которые мне предложат. Но кто на это пойдёт. У театральных руководителей таких как я, желающих «быть в шоколаде», человек пятьдесят. У всех семьи, все хотят сниматься, подрабатывать (всем известны зарплаты артистов репертуарных театров), так что сидеть на этой длинной скамье зависимости я сейчас не хочу. Видимо, нужно настолько болеть театром, что быть готовым во имя этого искусства жертвовать и семьёй, и, возможно, всем, что будет препятствовать, например, выпуску «Кота в сапогах», где тебе досталась почётная роль собирательницы пшена. Это из той же серии, что анекдот про звонок Спилберга российскому актёру во время новогодних «ёлок». Возможно, всё это звучит цинично и напрашивается вопрос «Девочка, а кто ты такая, чтобы так рассуждать?». Но мне больно смотреть на неуспешных театральных артистов, которых, к сожалению, большинство. Сейчас время такое: если успешен в кино, то и в театре будешь в фаворе, а вот в обратную сторону схема не всегда действует. Хотя я не откажусь от симпатичного предложения участвовать в антрепризе, например, или от договора на разовые работы в театре.
-Да, взаимоотношения театра и кинематографа это пока что явный мезальянс. Хотя ведь есть ещё и реклама - достаточно сняться в популярном ролике и можно подписывать контракт на антрепризу. Вам такие контракты не предлагали?
-Моя кинобиография как раз началась с рекламы. Кстати, я снялась тогда у Тимура Бекмамбетова в ролике шоколада «Марс», так что реклама была «козырная». Сейчас редко предлагают, и я пока отказываюсь, не считаю это нужным или необходимым для себя. Реклама рекламе тоже рознь. Вряд ли, рекламируя стиральный порошок или туалетную бумагу, на следующий день ты будешь засыпан предложениями в кино и в театре. Хотя у нас возможно всё, вдруг реклама будет какой-то особенной. Но это один шанс на миллион и я пока не стремлюсь его ловить.
-Однажды вы сказали, что любите работать «в сильном материале». Но подавляющее большинство отечественной сериальной продукции как раз не относится к таковому. Как же тогда быть актёру? И кстати - какое из возможных произведений вам бы пришлось особенно по душе по качеству материала? Чтобы вы отринули все предложения и сказали - «Буду непременно сниматься в этой картине»...
-Сейчас наше кинопроизводство настолько эклектично, настолько непредсказуемо, что я не могу вам сказать на что я бы так рьяно согласилась. Проект в зачаточном состоянии может быть по всем пунктам манящий (сценарий, режиссер, партнеры и т.д.), а выйдет... Сказав про «сильный материал», я имела в виду, прежде всего, сценарий (не берём классическую драматургию, которую экранизировали много раз - я не верю в шедевральные повторы). Хороший сценарий - это уже огромный процент успеха, если режиссер не дурак, у него свежая, «оригинальная» голова, это и есть «сильный материал». Не буду лукавить, и называть конкретно что-то, но в моём послужном списке пока мало подобных работ. Хотя я всегда стараюсь работать честно, но понимаю, где есть место «новой и классной» волне, а где очередная история, где мы в лучшем случае хорошо проводим время и практикуем свои навыки.

«Иногда не хватало глупости во взгляде»

-К какому режиссёру, отечественному или зарубежному, вы бы пошли сниматься без вопросов, даже не зная, что за сценарий, какой персонаж вам предлагают?
-Не буду называть фамилии тех, с кем мне было интересно работать, чтобы никого не обижать. Из тех, с кем ещё не пришлось... М-м-м... Альмодовар, например, Кустурица, Скорсезе... Да что там вспоминать - у большинства именитых режиссеров Голливуда я бы снялась не раздумывая! Из наших - очень бы хотела у раннего Михалкова.
-У вас хороший вкус. Вы наверняка большинство фильмов смотрите с профессиональной точки зрения и видите «швы» там, где зритель их не замечает. А какие ленты за последние годы на вас произвели столь сильное впечатление, что при их просмотре вы совершенно забывали, что имеете отношение к «киношному» цеху?
-Я всё равно смотрю немного с киношным прищуром, даже если фильм классный и цепляет. Ведь смотришь не только находя изъяны, а просто с интересом - как они это делают, как играют, как монтируют и так далее. Помню, что в меня «попал» фильм «Любовь во время холеры» с Хавьером Бардемом в главной роли. Недавно посмотрела «500 дней лета», милый фильм. За последнее время я давно не смотрела кино, так как все свободное время занимаюсь маленьким сыном, а когда он спит, я что-то по дому делаю или себя привожу в порядок. Чтобы спокойно лечь и посмотреть фильм «от и до» - это пока для меня роскошь.
-К слову о Голливуде. В США ведь нет системы театров как в России, имеются различные курсы актёрского мастерства, которые посещает едва ли не половина населения страны в надежде сняться в каком-нибудь телесериале. По российским стандартам практически все голливудские звёзды - это любители, а не профессионалы. Полагаете, актёрские задачи «там» и «здесь» настолько разные, что для них нужна столь разная подготовка?
-Да, у нас разный менталитет, другое мышление, другой «состав крови», так скажем. Мы, к сожалению, не обладаем такой природной лёгкостью и свободой, как они. Сказываются, видимо, шрамы войн и репрессий. Актёрские задачи, может, и не разные, но актёрские аппараты разные. В этом отличие, на мой взгляд.
-Обычно привлекательная внешность актрисе только помогает. Но ведь случается и так, что именно из-за красоты актрису не утверждают на ту или иную интересную с драматургической точки зрения роль, предпочтя характерную исполнительницу. С вами такого не бывало?
-Не помню или не знаю этого. Было наоборот, что выбирали за внешность, но я оказывалась слишком умной. Помню, несколько раз мне не хватало какой-то глупости и легкомыслия во взгляде, чтобы сыграть роль. Какую? Уже не помню.

«Могла бы срежиссировать сериал. Но не хочу»

-Журналисты верно подметили, что большинство ваших персонажей представляют из себя женщин с сильным характером или женщин, которых жизненные обстоятельства сделали сильными характером. Неужели совсем не предлагают романтичных, трепетных и нежных героинь?
-Ну почему же, у меня есть несколько работ, где, на мой взгляд, именно такие характеры. Нонна, например, в телефильме «Террор любовью» - она как раз романтичная, слабая в своей любви к мужу и к матери. В фильме «Монро» я также играю женщину, живущую в плену своих стереотипов. Зоя из сериала «Своя правда» весьма лёгкая и беспечная натура. Но я давно уже хочу сыграть роль в какой-нибудь легкой, доброй, романтической истории, без страданий и несчастий. Мой последний фильм, «Школа проживания», - шаг на пути к этому.
-Сильно ли отличается мнение актёра о своей игре от режиссёрской оценки? Наверняка ведь бывает так, что режиссёр кричит «Браво! Гениально!», а актриса чувствует, что не сыграла так, как хотела или могла. И обратная ситуация - режиссёр заставляет переснимать дубль за дублем, а исполнитель уверен, что лучше уже нельзя.
-О да, вы попали в точку. Бывает, и часто. Я в этой ситуации доверяю режиссеру, так как считаю, что он хозяин фильма, он творит картину, он наш кукловод. Но, по душе мне, конечно, когда ощущения совпадают, иначе постоянно чувствуешь дискомфорт. Так работать мне трудно. И не потому, что всё должно быть гениально, но я люблю, когда из меня «достают» то, что мне самой неведомо. Но для этого нужен хороший, чуткий и талантливый «хирург».
-Вы ведь в одном из интервью вспоминали, что в детстве больше любили даже не играть, а быть режиссёром различных постановок, создавать некие театральные действа. Этот интерес с возрастом прошёл или всё-таки иногда проскальзывает мысль «А вот я бы поставила эту сцену вот так...»?
-У меня редко проскальзывают режиссерские амбиции. Мне кажется, у любого актера они проскальзывают в той или иной степени. Я понимаю: чтобы быть успешным режиссёром, надо знать, уметь, чувствовать ещё больше, чем актёр. Я пока не доросла до этого уровня. Хотя, думаю, срежиссировать сериал я могу - для этого в большей степени нужно знать механическую специфику процесса: сроки, время, обладать хорошими административными способностями и задатками грамотного руководителя. Но я пока себя не вижу в такой «должности». А для того, чтобы заниматься настоящим творчеством, надо уже наиграться, надо не думать о хлебе насущном, надо, чтобы дети подросли. Чтобы были и время, и деньги...
-В вашей биографии есть такой факт, как звание лауреатки на Международном конкурсе артистов эстрады имени Аркадия Райкина. Что же представляло ваше выступление?
-Это был феерический номер - мы с моим партнёром Андрюшей Лёвиным танцевали степ, пели и выполняли элементы акробатики. Раскрою секрет - степ танцевал в основном Андрюшка, я ловко подстраивалась под стук его каблучков. Но не подумайте, я не обманщица, просто степ не самое моё любимое увлечение.
-У вас серьёзное музыкальное образование (государственная школа искусств для музыкально-одарённых детей «Тутти»). Да и петь вы, согласно агентурным данным, любите и умеете. Не возникало мысли выпустить собственный диск? Не обязательно на коммерческой основе, а ограниченным тиражом, для близких.
-Вот вы мне сейчас подали идею. Может, когда-нибудь, если не разучусь это делать окончательно. Просто у меня с детства был какой-то панический ужас перед экзаменами в музыкальной школе, концертами (когда надо было петь сольно, я играла на гитаре и пела романсы). Это было какое-то неприятное мне волнение, уже за неделю до мероприятия я ходила и боялась. И до сих пор это волнение во мне сидит, если просят сыграть и спеть. Уже и не просят - я распугала народ своими отказами. Хотя выступать у меня хорошо получалось. Ещё я не люблю публично (то есть в концертной форме) читать стихи и произносить тосты. Такая вот я артистка!

«Москва пока меня не обижала»

-Есть два полярных мнения: одно гласит, что актёрство - это не мужская профессия, другое - что, напротив, очень даже мужская. Вы имеете возможность оценить эту «проблему» одновременно изнутри, как актриса, и снаружи, как женщина. Поделитесь мнением.
Я считаю, что актёрство - это мужская профессия, когда наряду с гениальностью она ещё и кормит семью. И абсолютно не мужская, когда мужики в театре «просиживают штаны» и только вздыхают о своей невостребованности. Этого я не люблю в мужчинах. Не востребован в театре, не можешь обеспечить семью - либо не женись и не рожай детей, либо ищи и выкручивайся. Ты - мужик, добытчик и воин по своей природе, если нет - значит, не мужик. То же самое и про женщин - не можешь создать уют, не любишь детей, не знаешь, как налить воду в чайник, значит, ошибочка в природе.
-Однажды вы отметили, что для убедительной «игры в любовь» нужно испытывать к партнёру симпатию. А нужно ли для убедительной «игры в ненависть» испытывать к партнёру антипатию?
-Нет, напротив, можно быть в прекрасных отношениях. Вот когда нужно играть любовь, а тебе партнер неприятен, это внутреннее мучение. Хотя результат бывает неожиданно интересным.
-Сериалы в нашей стране либо мелодраматические, либо криминальные. А вы сами, с позиции зрителя и читателя, как относитесь к этим двум жанрам?
-По-разному отношусь, смотря, как написаны эти произведения. Хотелось бы смешения жанров, каких-то неординарных решений, хорошего юмора.
-Ваши поклонники уже начинают беспокоиться - отчего же вы не появляетесь в «большом кино»? Неужели совсем нет предложений?
-Да. Что-то не в тех морях-океанах плавают мои агенты, нет у меня связей в «большом кине»! Жду звонка Спилберга.
-Вы строгая мама?
-Я, смею надеяться, любящая мама. Это обширное понятие. Но строгость во мне присутствует, хотя это, скорее, пока моё нетерпение.
-Москва - особенный город, со своими правилами, ритмом, принципами взаимоотношений между людьми. Вы можете сказать, что уже привыкли к мегаполису, нашли в нём своё место? Есть ли у вас особенно любимые места в столице?
-Москва пока меня не обижала. Конечно, были и разочарования и неоправданные надежды, но где их нет? Меня Москва держит в хорошем рабочем тонусе, даёт силы и энергию. Но мне надо её разбавлять другими городами, поэтому я часто езжу в Питер, к родителям. Это абсолютно другой город, важно ещё то, что в Питере я живу в центре, а в Москве нет. И эта разность архитектурного окружения, духа местности, тоже мне не даёт скучать. В Москве я люблю район Замоскворечья, Тверскую, Кутузовский проспект. Люблю улочки центральных районов, маленькие, где-то «островские», где-то немного «пушкинские».
-В чём лично для вас главная прелесть и главный недостаток актёрской профессии?
-Главная прелесть профессии в её успешности и востребованности - от этого и роли, и отношение к тебе, и твоя позиция, и кураж, и радость, и счастье. Когда же нет востребованности, ты не у дел, это больно, это депрессии, это разбитые мечты. Коварная профессия. И самое интересное в нашей профессии - огромное значение имеет способность быть готовым вовремя вытащить счастливый билет, ты можешь быть по настоящему талантлив, интересен, трудоспособен, но не случается «удача», а можешь быть середнячком, но подвижным и ушлым - и попадаешь в обойму.
-Многие зрители не слишком-то доверяют актёрам, когда те жалуются на высокую интенсивность жизни, нехватку времени на многие из обычных радостей. Мол, чего там напрягаться, перед камерой встал, заученный текст произнёс, вот и вся работа. Развейте это заблуждение - расскажите в общих чертах распорядок вашего обычного рабочего дня.
-Начну с того, что для меня счастье - быть на съёмочной площадке, даже если съёмка длится 12 часов. В большинстве актёрских договоров длительность смены составляет 12 часов с 40-минутным перерывом. Иногда, чтобы быть на смене в 9 часов утра, не застряв в пробке, надо встать в 6 утра. Сниматься до девяти вечера, а иногда и дольше, добираться по пробкам до дома часа два-три - вот вам обычный съёмочный день. А насчёт «встать перед камерой и сказать заученный текст». Отвечу таким людям так: «А вы, ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?..». Кто не понял - что уж тут бисер метать.

Беседовал Александр Бабицкий
Для http://www.nashfilm.ru

Копировать информацию с данного сайта ЗАПРЕЩЕНО
© 2009 opavlovets.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz